«Мам, посмотри на меня!»: дети рассказывают, как с ними (не) надо играть

«Мам, взгляни на меня!»:
малыши говорят, как с ними (не) нужно играться

Мы не постоянно осознаем, что детям от нас необходимо. А они не постоянно способны выразить свои желания словами. Но если б могли, что бы мы услышали от их? «Перевод с детского на взрослый» дает психолог и игровой терапевт Лена Пиотровская.

Родителям 


«Убийственно прекрасен»: для чего инцелы ложатся под ножик доктора397670«Мечтаю, что супруг отыщет другую и бросит меня»358158«Стыжусь собственного супруга, ни с кем не знакомлю»187196

Лишь малыши могли бы дать подсказку нам, что они ожидают от игры с родителями. Как с ними разговаривать, чтоб контакт был по-настоящему весомым, чтоб ощутить близость и всем получить наслаждение? К огорчению, они пока не способны поведать обо всем «взрослым» языком. А если б у их это вышло?..

Каким был бы «манифест» Малыша Играющего?

«Я имею право и потребность играться свободно, по собственному разумению, выбирая вариант игры, также игрушки либо предметы для нее. При всем этом игрушки, материалы для творчества, пространство для игр, специально подобранные для меня, должны оставлять мне возможность проявлять инициативу и созодать выбор.

Я не постоянно могу позаботиться о своей сохранности. Создание неопасной среды для моих игр — это дело взрослых. Если я смогу рисковать в разумных границах, то вырасту наиболее ловким, смелым и уверенным внутри себя.

В игре я чувствую себя владельцем собственной жизни. Если я буду испытывать это состояние, то, может быть, мне не захочется упрямиться ради упрямства в обыкновенной жизни. Ведь у меня есть возможность ощущать себя весомым и без этого. А зная, что от моих мыслях и действий наружный мир изменяется (для начала хотя бы в песочнице), я перенесу это состояние и на остальные области жизни.

Играя, я расслабляюсь, отдыхаю, набираюсь сил. В конце концов, даже чтоб отлично обучаться, нужно иметь время для отдыха и восстановления.

Если ты, взрослый, считаешь, что и отдыхать я должен, как ты решил, другими словами с полезностью, ты не оставляешь места для моей спонтанной активности — принципиальной для развития и для восстановления сил. Но я не бот и не автомат!

Играя, я учусь жить. Мой мозг развивается для того, чтоб потом быть готовым к непредсказуемым ситуациям, к творчеству.

В игре я учусь осознавать, как устроен мир предметов и дела меж людьми. Я имею право нарисовать три солнца на рисунке, изобразить травку фиолетовой. Ежик, которым я играю, быть может суперменом, а куча песка — кашей.

Пожалуйста, не поправляй и не критикуй меня. Рассказывай мне, «как верно», в оставшиеся 20 три с половиной часа в день.

Если я играю в катастрофу, войну либо разбойное нападение, не спеши разъяснять мне, что война — это плохо, а убивать плюшевых медведей — безжалостно. Языком игры молвят не мои мировоззренческие установки, а переживания, которые не имеют знака «плюс» либо «минус» и с которыми я могу совладать, играя.

Пожалуйста, не выдумывай за меня «отличные» игры. Лучше будь внимателен к тому, что проявляется в моих. Ведь с помощью их я навожу порядок в собственной душе.

Ты сделаешь мне королевский подарок, если будешь посвящать некое время игре со мной. Лишь, пожалуйста, не учи меня ничему, не поправляй меня и не решай за меня, когда мы играем. Просто побудь со мной рядом!

Вступай в игру, если я попрошу тебя, либо же будь благожелательным очевидцем моей игры, слушай меня, смотри на меня, будь лишь со мной. Час, либо полчаса, либо 20 минут времени для того, чтоб сделать меня счастливым, — разве это много? Чтоб играться со мной, не непременно прикидываться галлактическим вторженцем и гласить искаженным голосом. Ты можешь быть совсем пассивным снаружи, основное — твое внимание и благожелательность!

Ты можешь не гласить «люблю» — я усвою это без слов, если у тебя получится быть со мной, принимая меня. Игра — это моя земля. Позволь мне распоряжаться ей, как я желаю.

Верно дай мне осознать, если не хочешь играться, как я прошу. Я приму отказ, если ты будешь против моей игры, а не против меня. Я полностью могу принять другой вариант, который, может быть, ты захочешь предложить мне.

Быть может, ты позабыл либо никогда толком не знал, как играться. Я научу тебя, если ты хочешь. Это просто.

И, в конце концов, если ты приготовился морально и подготовил все необходимое для игры, а я не желаю играться, я имею на это право.

Если в то время, которое ты собираешься провести со мной, я могу гласить лишь о компьютерных играх, слушай меня. Быть может, я почувствую, что важен тебе, что ты принимаешь меня, и, если это будет повторяться и повторяться, смогу доверить для тебя еще какие-то мысли, чувства и даже рискну поиграть с тобой».


О профессионале

Лена Пиотровская — психолог, спец в области игровой терапии, центрированной на ребенке, ведущая образовательных групп для родителей, президент Ассоциации профессионалов по игровой терапии.

Источник

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *